Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами

Здесь представлена новая версия сайта Рузаевского муниципального района. Часть контента доступна на старой версии сайта по адресу old.ruzaevka-rm.ru.

ГЕРОИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

АКИМОВ Петр Ива­нович родился 28 января 1916 года в селе Большие Ремезенки Чамзинского района. В 1931 году пятнадцатилетним пареньком по­ступает в Рузаевское ФЗУ, после окончания, ко­торого работает помощником машиниста, а затем машинистом в локомотивном депо. В 1938 году его призывают в Красную Ар­мию и отправляют на Дальний Восток, где участвует в разгроме японских милитаристов у озера Хасан. Демобилизовавшись, он воз­вращается в локомотивное депо ст. Рузаевка и становится одним из ведущих машинистов, мастером вождения тяжеловесных поездов. Сотни тысяч тонн грузов перевез сверх плана в своих составах машинист П.И. Акимов и в предвоенные годы, будучи стахановцем, и в военное, и в послевоенное время. Многих вы­учил паровозному мастерству, когда в 1954-58 г.г. был ма­шинистом-инструктором локомотивных бригад. Его помнят как инициатора вождения поездов без толкачей. Когда пришли электровозы, стал водить пас­сажирские поезда. В 1960 пер­вым привёл в г. Рузаевку электровоз «ВЭЛ-22 М».

За высокие показатели, достигнутые в труде, Министерство путей сообщения СССР и ЦК профсоюзов работников железнодорожного транспорта присвоили П.И. Акимову звание «Лучший машинист электровоза железных дорог СССР». 

В 1962 г. Петр Иванович избирался депутатом Верхов­ного Совета СССР. В конце декабря 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР П.И. Акимову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». До ухода на пенсию, в 1971 году, Петр Иванович был наставником молодых машинистов.

Умер 20 июля 2000 года. 

БОНДАРЕНКО Михаил Леонтьевич (18.11.1897, г. Кременчуг — 13.1.1959, г. Харь­ков), инженер-путе­ец. Герой Социалистического Тру­да (1943). Генерал-директор путевого строительства 3-го ранга (1945). Родился в семье ма­шиниста. В 13 лет остался сиротой, воспитывался старшим братом. Окончил Рузаевское высшее начальное училище (1915), Нижегородский институт (1923). В 1918-29 гг.— помощник слесаря депо ст. Рузаев­ка, прораб, техник, заместитель начальника Рузаевской дистанции пути; 1929-38 — начальник дис­танции пути в Алатыре и Ульяновске. В 1938 — начальник строительно-монтажного треста Южной железной дороги. В годы Великой Отечественной войны руко­водил строительством новых путей к Сталингра­ду, которые обеспечивали подвоз боепри­пасов и продовольствия в город.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Бондаренко Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». 13 ноября 1943 года М.Л.Бондаренко был назначен заместителем начальника Южной дороги - начальником Управления строительно-восстановительных работ. После Победы до 1955 года Бондаренко возглавлял трест «Южтрансстрой». Строил и капитально восстанавливал важнейшие объекты Южной магистрали и объекты за её пределами. С 1955 года в связи с образованием нового Министерства транспортного строительства, М.Л.Бондаренко был переведен в Минтрансстрой. 13 января 1959 года его жизнь оборвалась. Награжден двумя орденами Ленина, орденом трудового Красного Знамени, медалями; тремя знаками «Почетному железнодорожнику».

БОРИСОВА Пелагея Ивановна родилась 10 мая 1931 г. в с. Пичпанда Зубовополянского района в крестьянской семье. Было Поле десять лет, когда грянула Вели­кая Отечественная. Ушли на войну отец Иван Павлович и брат Андрей. Полина вмес­те с матерью Софьей Феофановной выполня­ла всю ту работу, которая выпала на плечи взрослых людей. Недоедала, недосыпала, ныли руки и ноги от тяжелой работы в совхо­зе, но не жаловалась, духом не падала. Брат погиб на войне. А отец вернулся — Полина на комбайне копнильщица. В 1949 году совхоз «Красное Сельцо» стал плодопитомническим, и она стала трудиться в питомнике. В 1960 – 1986 гг. Пелагея Ивановна была бригадиром. Ежегодно бригада выращивала до 170 тысяч саженцев. Борисова неоднократно уча­ствовала в выставках достижений народного хозяйства.

В 1966 году ей первой в Рузаевском районе за высокие показатели в выращива­нии саженцев было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1971 г. она избиралась делегатом XXIV съезда КПСС. П.И. Борисова награждена орденом Ленина, медалями.

ЕСИН Герман Фёдорович (1928, д. Надеждинка Рузаевского района РМ — 22.9.1992 г. Павлодар Республики Ка­захстан), строитель. Герой Социалистического Труда (1974). Заслуженный, строитель Казахской ССР (1964). В 1944-55гг. - счето­вод, десятник, инструментальщик на заводах Саранска; в 1948 — весовщик Рузаевского отделения железной дороги. Одним из первых и в 1955 прибыл на освоение целинных земель. Здесь работал плотником, бригадиром комплексной бригады СМУ-1901 треста «Павлодарселъстрой» № 19, начальником ПМК-1913 треста «Павлодарсельстрой» № 2. Был депутатом Верховного Совета Казахской ССР, членом республиканского комитета профсоюза строителей. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Дружбы народов, медалями.
КОЗЛОВА Раиса Яковлевна (22.2.1928, г. Рузаевка). Герой Социалистического Труда (1960). Родилась в семье рабочих. В 1945 - 50 - работница артели «Коллективный труд» (Рузаевка); в 1950 — 83 — электросварщица завода «Гомсельмаш» (Бело­руссия). Усовершенствовала ряд сварочных установок, что позволило повысить производительность и улучшить условия труда. Вступила в КПСС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность Козловой Раисе Яковлевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1983 года – на пенсии. Живет в Гомеле (Беларусь). Делегат XXIV (1960), XXV (1961) и XXVIII (1976) съездов Компартии Белоруссии. Награждена орденами Ленина (7 марта 1960), Трудового Красного Знамени, медалями.

КОНДРЕНКОВ Федор Герасимович родился в 1901 году в деревне Русский Шебдас. Крестьянский труд познал с раннего детства, был пастушонком. Это и спасало от голо­да в первую мировую войну. Он, третий ребе­нок из шести в крестьянской семье, пас телят от рассвета до заката. Кормильцем его назы­вали. В 1917-м пришел Федор Кондрён­ков на железную дорогу разнорабочим. В Гражданскую войну воевал в Туркестане с остатками банд басмачей. В 1924-м возвратился Федор домой, вновь влившись в отряд железнодорожников. Транспорт разрушен, паровозы разбиты, топ­лива нет. Надо было вместе со всеми выво­дить страну из разрухи.

И вновь война, Великая Отечественная. Фе­дор Герасимович ковал победу в тылу. Здесь му­жества требовалось не меньше, чем на линии огня. Однажды на станции внезапно вспыхнут вагон. Федор Герасимович тогда был составителем поездов и знал, что на соседнем пути стоят 24 вагона, доверху груженые бое­припасами. Взрыв был неминуем. И тогда Кондрёнков подбежал к паровозу, который стоял вда­ли от состава. Подогнав его, успел оттащить все 24 ва­гона на безопасное расстояние, от пожара. Взрыв был, но он не стал катастрофой. Золотая Звезда Героя Социалис­тического Труда (1959), два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, медали — сви­детельство самоотверженного труда челове­ка, казалось бы, скромной профессии. Федора Герасимовича Кондрёнкова не стало в ноябре 1989 года.

ЛЁСКИН Антон Федорович. Год рождения — 1899. Ме­сто рождения — село Рузаев­ка. Профессия — слесарь па­ровозного депо. Помощник машиниста с 1918 года, ма­шинист с 1930 года. Железнодорожникам в военные годы приходилось работать сутками. Антон Федорович со своим помощником Бубновым и кочегаром Холодовым не сходил с паровоза по двое-трое суток. Однажды обнаружилась течь конт­рольной пробки. Заглушать топку — значит вывести машину на несколько часов из строя. Машинист принял реше­ние устранить течь, не охлаждая парово­за. Он рисковал жизнью, но дело было сделано, и поезда, можно сказать, не стояли по их вине. Антон Федорович Лёскин первым в Мордовии в ноябре 1943 года был удостоен зва­ния Героя Социалистического Труда. Газета «Красная Мор­довия» от 19 ноября 1943 года писала: «Паровоз Антона Фе­доровича — лучшая машина депо. Она не знает аварий и всегда готова к работе... А.Ф. Лёскин — лучший машинист тяжеловозных эксп­рессов...»

А.Ф. Лёскин отмечен благодарностями и премиями: «За безаварийную отличную работу», «За стахановско-кривоносовские методы работы»... В осо­бом ряду благодарность за отличное вы­полнение заданий Государственного Ко­митета Обороны. В одну из поездок, в 1944 году, от постоянного перенапряжения случи­лось непоправимое —кровоизлияние в мозг. К работе Антон Федорович уже не смог вернуться. Умер А.Ф. Лёскин 11 июля 1950 г., едва перешагнув свой пятидесятилетний юбилей.

НАУМОВ Владимир Алексеевич (4.05.1936, с. Аргамаково ныне Рузаевского р-на РМ – 27.11.2005, с.Аргамаково Рузаевского р-на РМ). Родился в крестьянской семье. С 1951 — конюх, помощник комбайнера, тракторист колхоза им. Фрунзе; в 1955-58 — служба в ар­мии; в 1958-91 — тракторист колхоза им. Фрунзе Рузаевского р-на. Депутат Верховного Совета МАССР (1963, 1971, 1980). Делегат 25-го съезда КПСС (1976). За самоотверженную работу Владимиру Алексеевичу Наумову 11 декабря 1973 г. присвоено звание Героя Социалисти­ческого Труда. Награждён двумя орде­нами Ленина, орденом «Трудовой славы» III степени. Заслу­жил звание «Мастера высокой культуры земле­делия».

ОСИПОВ Василий Тимофеевич родился в 1906 г. в Лунинском районе Пензенской губернии. Работал в Рузаевке учеником телеграфиста, телеграфистом, дежурным по станции, старшим диспетчером, а с 1934 по 1936 г. – заместитель начальника Рузаевского отделения железной дороги. Был одним из зачинателей формирования маршрутных поездов. В начале войны Василий Тимофеевич – начальник гражданского движения уполномоченного Министерства путей сообщения при Брянском фронте. В конце 1942 г. - заместитель начальника службы движения по обеспечению воинских перевозок Куйбышевской железной дороги. 5 ноября 1943 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда «за исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающееся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени».

В 1944 г. переведен в Москву в Министерство путей сообщения начальником отдела маршрутизации перевозок. Работал заведующим отдела транспорта Всесоюзного института научной и технической информации Госкомитета по науке и технике при Совете Министров СССР, имея ученую степень доктора технических наук и звание профессора. С 1955 года был начальником треста. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, многими медалями. Умер скоропостижно 13 января 1959 г.

ЮТЛАНДОВ Юрий Дмитриевич (19.01.1934, г. Рузаевка – 11.06.2010, г.Саранск), инженер-электромеханик. Герой Социалистического Труда (1991). Заслуженный машиностроитель РФ (1994). Заслуженный работник промышленности РМ (1994). Родился в семье рабочего. Окончил Пензенский индустриальный институт (1956), Московский институт управления (1976), Высшую ком­мерческую школу Академии народного хозяйства при СМ СССР (1989). Работал на оборонных предприятиях в г. Новосибирске. В 1958-61 гг. — инженер, механик, заместитель начальника, начальник участка, 1961-65 гг. — заместитель начальника по производству, начальник цеха полупроводниковых приборов, 1965-67 гг. - начальник электроаппаратного цеха, 1967-70 гг. - заместитель директора по общим вопросам, 1973-86 гг. — директор, в 1986-96 гг. — генеральный директор ОАО «Электровыпрямителъ». Организо­вал производство силовой преобразовательной техни­ки. Внёс вклад в освоение высокоэффек­тивных силовых полупроводниковых при­боров и преобразователей для базовых отраслей народного хозяйства. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Тру­дового Красного Знамени.

Структура сайта

Муниципальные учреждения
Закрыть
меню

Рузаевский муниципальный район