Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами

Справочная информация

Желание узнать прошлое, возникает у большинства людей.

В настоящее время много внимания уделяется изучению прошлого сел и деревень. Многие населенные пункты бесследно исчезли в нашем огромном государстве. На карте страны село Трускляй может показаться маленькой ничем не значимой точкой. Но здесь также живут люди, которые учатся и работают, которые смогли сохранить свое село, свои традиции, свою культуру, свой быт, а некоторые стали знаменитыми и прославили свой край, свою республику. История Родного края волнует каждого человека. Она вечный и неиссякаемый источник патриотического воспитания, вдохновения, возвышенных светлых чувств и стремлений.

Возникновение села

Трускляй (Турксляй) – мокша, село в Рузаевском районе. Находится на реке Инсар. В «списке населённых мест Пензенской губернии» (1869 г.) Трускляй деревня казённая из 41 двора Инсарского уезда. В основе названия мокша-мордовское слово туркс «поперёк, наперерез, косо» и ляй «река, речка, овраг с водой». Само название хорошо характеризует расположение села на местности: оно строилось вокруг оврага.

По данным сплошной подворной переписи 1913 года очень хорошо видно развитие села в дореволюционный период. Газетные и журнальные статьи, касающиеся села Трускляй рассказывают о жизни жителей села, об их культурном развитии, о социально-экономических преобразований на селе, о росте благосостояния его жителей.

Село Трускляй МО Рузаевка РМ расположен в 7 км от г.Рузаевка, в 37 км от г.Саранска. Ближайшая железнодорожная станция – г.Рузаевка.

Основание села Трускляй относится примерно к XVII веку.

Что побудило крестьян сняться с насиженных мест и построить свои дома на новом месте? Бедствие, постигшее все село или другая причина это уже остается загадкой.

Занятия населения (скотоводство, земледелие, промыслы)

Шло время, менялось место жительства, но неизменным оставались основные хозяйственные занятия. Это земледелие и животноводство.

Первой заботой было как добыть хлеб насущный. Примитивность орудий труда, сравнительно невысокая культура земледелия в целом, а также неблагоприятные погодные условия были причиной частых неурожаев. Земли мало удобрялись, навоз вывозился лишь на суглинистую пашню и то не всегда, потому что общинные земли делились каждую весну и крестьянину не выгодно было тратить свои силы. Он не был уверен, что на будущий год он опять будет сажать на этом участке.

Этим объясняется невысокая урожайность почти всех сельскохозяйственных культур.

Наряду с хлебопашеством было распространено огородничество. На огородах выращивали капусту, огурцы, репу, лук, редьку.

Животноводство также являлось одним из главных занятий. Скот не только обеспечивал хозяйство тягловой силой, но и давал пищу для семьи и сырье для домашнего ремесла.

Крестьяне содержали лошадей, коров, овец, свиней и коз. В дореволюционный период были хозяйства, имеющие 4 и более лошадей, в некоторых хозяйствах имелось по 3 коровы. Кормили скот зимой преимущественно соломенной резкой, которую обваривали кипятком, а зажиточные посыпали еще и мукой. Лошадям давали сено и иногда подкармливали овсом.

Выгоняли скот в поле обычно в конце апреля. Пасли его на лугах и на паровом поле, а после уборки хлебов пускали по жнивью. Пастухи были местные. В селе, как правило, было несколько стад. Обычно лошадей пасли поочередно кто-либо из членов семьи, главным образом подростки мальчики. Чтобы не перепутать своих овец крестьяне их метили, делали вырез на ушах.

Из домашней птицы разводили кур, гусей, уток. Часть крестьян занималась пчеловодством.

Основными орудиями обработки почвы служили деревянная соха и борона.

Одним из древних орудий обработки почвы плуг-сабан, который применялся вплоть до начала ХХ в. В начале ХХ века стали появляться и плуги. В начале ХХ века стали ис­пользоваться улучшенные сохи, так называемые вин­товки.

Борона делалась из вершины дуба или ели и применялась при разработке лесных земель, где попадалось в почве много пней и корней. Приблизительно до начала 20 века бытовали плетеные боро­ны с деревянными зубьями. Рама такой бороны состояла из 25, 30 или 36 тонких палочек, которые перекрещивались под прямым углом. Зубья были дубовыми, ивовыми или березовыми и вставлялись в места скрещивания палочек, где их привязывали хворостом. Они располагались наклонно, вперед по отношению к раме. После каждого боронования борона с деревянными зубьями вымачивалась в воде, чаще всего ее опускали в реку.

В начале 20 века получила распространение деревянная, четырехугольная рамная борона с железными зубьями. Ее из­готовляли из березы или липы. Зубья прикрепляли к раме на­клонно. Были бороны с 25 – 30 зубьями, которые ковались в местной кузнице или приобретались на базаре. Размер бороны был обычно 1,5 х l,8 метра. Железные бороны сменили деревянные только после коллективи­зации сельского хозяйства, прошедшей в начале 1930-х годов.

Урожай убирался серпами и косами. Молотьба производилась цепами. Сеяли крестьяне вручную. Поле предварительно делили на «лехи», ширина которых обычно не превы­шала четырех саженей (это позволяло разбрасывать семена из лукошка или металлической пудовки). Ози­мые сеяли с 1 по 20 августа. Семена после рассева немедленно запахивали. Иногда после запашки поле еще и бороновали.

Рожь поспевала во второй половине июля. Убирали ее очень бережно и только серпом.

Овес же и гречиху в большинстве случаев убирали косой, к которой прикрепляли специально приспособ­ленные грабли. Последние позволяли укладывать ско­шенные хлеба аккуратно в одну сторону, что облегча­ло вязание снопов. Рожь обычно вязалась в снопы, которые оставляли сохнуть на некоторое время, затем складывали в крестцы или бабки.

Бабки были меньше размером, обычно из десяти сно­пов девять ставили на землю вертикально, колосьями вверх, плотно один к другому, десятый прикрывал и ставился сверху колосьями вниз, Нередко уложенные таким образом снопы назывались суслонами. После высыхания снопы обычно складывали в клади или одонья наподобие опрокинутого гумна, под которыми иногда делали настил из жердей.

Хлеб молотили осенью и зимой, при нехватке хле­ба - сразу же после уборки первого участка. Если хлеб вскоре после жатвы не обмолачивался, то одонья покрывали соломой, и они стояли до зимних погожих дней.

При зимней молотьбе снопы сушили в овинах, и лишь наиболее зажиточные крестьяне строили для этих целей риги.

Обмолот производили на специально подготовлен­ном обледененном току – снопы стелили в два ряда и соединяли колосьями внутри рядов. Молотильщики (три – четыре человека) становились один против дру­гого и ритмично ударяли цепами сначала по колосьям одного ряда, а затем другого. Потом снопы перевора­чивали и снова били цепами. После этого снопы раз­вязывали и колосья еще раз обмолачивали.

После обмолота солому граблями вытрясали и уноси­ли с тока, зерно просеивали деревянными лопатами и убирали. Очищенное зерно ссыпали в большие деревян­ные лари - сусеки, устраивавшиеся в амбарах или кле­тях.

Мололи зерно в основном на ветряных мельницах (ветряках), реже – на водяных. Кроме того, в каж­дой крестьянской семье имелись примитивные ручные крупорушки.

Улучшенные орудия и машины применялись редко и то только в зажиточных хозяйствах. Только к концу 19 – нач. 20 века появляются железные плуги, бороны.

Предметы утвари, которые имелись в прошлом – это корчаги, сосуды, предназначенные для хранения браги, пива и кваса, глиняные кувшины. Напитки подавали на стол в горшках, а пили из деревянных и глиняных кружек, медных ковшей. В небольших количествах муку и крупу держали в кузовках с крышкой изготовляемых из липовой коры, сшитой лыком. Реже для хранения использовали долбленые пудовки, которые одновременно служили и мерой для различных круп – ржи, пшеницы, проса. При переработке пищевых продуктов широко использовалась деревянная утварь. Обдирка крупы и получение муки производилась в ступах, их делали из толстого дерева, чаще в форме рюмки, где и толкли крупу до получения муки.

Для сбивания сливочного масла использовались пахталки, представляющие собой цилиндрическую подушку выстой 60 – 80 сантиметров, диаметром 25 сантиметров. Внутри кадушки помещался стержень с кружком на конце, для более свободного движения сметаны, в кружке проделывались отверстия. Сверху кадушка прикрывалась крышкой с отверстием, которое выполняло роль направляющей при движении стержня с кружком. Пахтали масло вручную, требовалось для изготовления больше часа.

Для обработки капусты использовалось деревянное корыто, рубили тяпками, для засолки использовались кадушки.

Для сбора грибов и ягод служили корзинки и кошелки разных размеров, корзинки делались из липовой коры, концы сбоку зашивали лыком, также имелись лукошки для хранения продуктов и разбрасывания проса на севе.

Почти в каждом хозяйстве имелся свой ткацкий станок, который по виду и устройству занимал промежуточное положение между про­стым трехподставным станом без рамы и заднего навоя с ос­новой, заплетенной в косу, и более сложным станом с рамой, двумя навоями и боковыми стойками с навесами для блоков.

Вплоть до начала XX века из холста и сукон домашней выделки продолжали шить одежду, обувь, головные уборы, постельные принадлежности.

Редко какой хозяин мог обойтись без топора, вил, граблей, пилы, лопаты и многого другого. Грабли являлись важным орудием в хозяйстве, без которого не обходятся и теперь, особенно при сгре­бании сена и соломы. Они состояли из ручки, длиной около 160 сантиметров, в диаметре приблизительно 3 – 5 сантимет­ров, слегка изогнутой колодки, длиной около 75, и 8 – 10 деревянных зубьев, имеющих одинаковую длину (около 15 см), круглую форму в рабочей части и четырехугольную у основа­ния. Деревянные грабли делали сами крестьяне, предпочитая для ручек березу, на колодку липу и на зубья клен. Дерево чистили, резали и сушили.

Когда черенок для ручки высыхал, то на треть метра от конца надевали жестяное кольцо, туго стягивавшее черен. Этот ко­нец распиливали посредине ручной пилой и в него вставляли распорку. Когда весь черен высыхал, распорку убирали, и получалась ручка с рогульками. Концы рогулек стесывали топором, а затем чистили ножом. В колодке долотом делали четырехугольные отверстия и в них вставляли готовые зубья.

Основные элементы народной одежды сформировались еще в далеком прошлом, сохранили многие свои особенности. Менялся материал, металлические украшения вытеснялись бисером, но покрой одежды, формы головных уборов оставались неизменными. Основными частями мужского костюма являлись рубаха и штаны, рубаха была без воротника. Праздничные рубахи отделывали вышивкой. Зимой зажиточные крестьяне носили тулупы, а большинство носили гапоны. Лапти умели плести в каждом доме, в них ходили круглый год, а весной к ним привязывали колодки, чтобы не промокали.

Женская праздничная одежда была разукрашена вышивкой, использовались разные цвета и узоры, головные уборы чем-то напоминали тюрбаны.

Головные уборы занимают существенное место в общем комплексе народного костюма, особенно женского. Головные убо­ры значимы не только в этническом, практическом, эстети­ческом отношениях, они несли и определенную социальную нагрузку. Например, четко различались девичьи и женские головные уборы.

Самыми распространенными головными уборами девушек – мордовок были налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом, обруч из луба, обтянутый тканью, венок из искусственных цветов и бус, убор типа шапки или платок. Существовало несколько видов головных уборов за­мужних женщин: высокие на твердой основе конической, прямоугольной и круглой формы; сложные головные уборы типа сороки; шапки, чепцы, повойники; полотенца, покрыва­ла, платки, повязки.

Женские головные уборы выполняли не только санитарно-гигиениче­ские функции, например, предохраняли голову от жары, дож­дя, вeтpa, холода, но и играли роль оберегов. Это особенно относится к свадебным уборам. У мордвы, как и у многих других народов, замужние женщины должны были всегда быть с покрытой головой.

Обязательным атрибутом как мужской, так и женской одежды являлся пояс.

Во второй половине 20 века одежду больше покупали, чем шили на дому. Меняли ее один раз в год, на Пасху, для детей это был большой праздник. Изрядно поизносив за год их старались одевать в новые рубахи и платья.

Для употребления в пищу на огородах сажают лук, огурцы, редьку, хрен, репу, свеклу, морковь, капусту, тыкву, картофель, подсолнух, помидор и другие.

Летом и осенью большинство овощей употребляют в сыром виде, а репу, кроме того, в вареном. В прошлом, когда крестьяне не имели возможность покупать сахар, много потреблялось моркови. Ее ели как свежую, так и в качестве начинки для пирогов. Тыкву едят в основном в пареном виде. Весьма популярны тыквенные семечки. Каждая семья стремится обеспечить себя на зиму овощами, все солят огурцы и квасят капусту. Наряду с мелко разрубленной, квасят и разрезанные на половинки.

На зиму сушат грибы для супов, солят их в банках, мочат яблоки. Солят свиное сало, в настоящее время коптят, преимущественно, заводскими коптилками. Раньше коптили над банной печкой. Мясо употребляют в вареном виде, варят щи, супы. Часто делают пельмени, особенно в праздники. Молоко и молочные продукты также не сходят со столов трускляйцев. Из кипяченого или топленого молока, охлажденного до температуры парного, готовят кислое молоко, добавляя для закваски старую простоквашу. Выдержав в теплом месте до загустения его выносят в холодное место. Наиболее старинным безалкогольным напитком считается квас в селе Трускляй, его называют «бозой». Его варят из специально заготовленных лепешек сахарной свеклы. Сейчас единицы, кто умеет варить по старинным рецептам. Для изготовления хмельных напитков, вин, чаще используют яблоки, реже вишню и малину. Брагу или «пуре» по трускляйски делали из картофеля, позже стали использовать сахар. Редко какой праздник обходится без самогона изготовленного из браги. На праздниках, наряду с новыми кулинарными рецептами, стараются приготовить и что-нибудь традиционное. Из перечисленных выше овощей и фруктов картофель занимает первое место, в селе нет огорода, где бы его ни сажали. Картофель по праву считается вторым хлебом.

С приходом большевиков к власти многие надеялись на лучшие перемены, большинство встретили эту весть с одобрением.

Село Трускляй в советское и постсоветское время

Коллективизация

Трускляйский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был образован в 1918 году.

После постановления ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года: «О мероприятиях по укреплению социалистического устройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством на селе». И опять разворошенным ульем гудело село. Началось насилие, которое привело к непоправимым последствиям – люди потеряли веру в справедливость. Началось мощное и повальное наступление против более или менее зажиточных крестьян. Коллективизация сводилась к тому, что приезжавшие в село уполномоченные собирали сходы и с помощью местных активистов уговаривали крестьян вступать в колхозы. При отказах в дело шли угрозы. Угрожали чаще всего конфискацией имущества, выселением, арестом или даже расстрелом. Если это не оказывало воздействие, следовали репрессии: лишение избирательных прав, наложение явно завышенного сельскохозяйственного налога, конфискация за недоимки лошадей, коров и другого скота, арест, выселение из края с конфискацией имущества. Прежде всего, они затрагивали наиболее активных противников коллективизации, независимо от их имущественного положения и кулаков. Часто им подвергались и «личные» враги местных функционеров.

Кто же считался кулаком по советским законам? Согласно постановлению СНК СССР от 21 мая 1929 года к кулакам были отнесены крестьянские хозяйства, обладавшие хотя бы одним из следующих признаков: систематическое применение наемного труда с целью эксплуатации; владение мельницей, крупорушкой или другим промышленным заведением с механическим двигателем; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством или наличием нетрудовых доходов. Таких в Мордовии в 1929 году даже по оценке местных органов, насчитывалось 2,4% .

Большинство крестьян вступили в колхоз, который образовался в 1928 году. Только некоторая часть более зажиточных и религиозно настроенных крестьян не вступала в колхоз и вела антисоветскую пропаганду, они первыми попали под раскулачивание, а остальных давили налогами или же выселяли.

Из коммунистов, комсомольцев создавали «буксирные» бригады. Они заходили в дом и силой выгоняли из дома членов семьи и отбирали скот.

Все межи разделявшие ранее земельные наделы членов артели уничтожались и превращались в единый земельный массив. В личное пользование каждого двора выделялся приусадебный участок под сад и огород, не более 0,4 гектара. Первые шаги в колхозе давались тяжело. Не было подготовленных руководителей. Обычным явлением была смена руководителя колхоза.

Страна набирала силы и жители села Трускляй радовались этому. А над ними уже нависли черные тучи войны. Боевым экзаменом стали бои на советско-финской войне. Страна набирала силы и жители села Трускляй радовались этому. А над ними уже нависли черные тучи войны. Боевым экзаменом стали бои на советско-финской войне.

Воскресенье 22 июня 1941 года было обычном днем. Трускляйцы с утра спешили на базар, в окрестные леса по ягоды, работали на колхозных полях и фермах. Недобрая весть взбудоражила село – нагрянула война.

Лучших своих сынов отдали на фронт трускляйцы. С ненавистью к врагу и готовностью стать на защиту Родины ложились и просыпались трускляйцы. Все село жило одной мыслью – помогать фронту громить врага. На фронт отправлялись посылки с теплыми вещами и одеждой.

В День победы 9 Мая 1945 года народ ликовал. Люди, со слезами на глазах обнимали друг друга. В этой победе советского народа была частица мордовского старинного села Трускляй. 126 человек не вернулось с фронта, а многие из вернувшихся стали инвалидами.

Тяжелым бременем легла на людей послевоенная налоговая система. Налогом облагалось все – и скот, и земля, и каждый кустик в саду. В настоящее время проживают в основном мордва – мокша, есть русские, татары. В селе имеются клуб, школа, медпункт, сельский Совет, библиотека, стадион.

Село газифицировано, в каждом доме - вода, всё население села работает в ЗАО «Трускляйское», часть - на заводе «Рузхиммаш».

Село богато древними мордовскими обычаями и традициями, которые чтят и передают из поколения в поколение.

В селе есть мордовский ансамбль, который прославляет мордовскую культуру в своих песнях.

Молодёжь после окончания школы поступает учиться в ВУЗ или остаётся в родном селе, а значит, у села есть будущее.

.doc

Постановление администрации от 29.07. 2021г. № 35 «О выделении специальных мест для размещения печатных агитационных материалов»

Скачать
(0,03 mb)
Посмотреть

Структура сайта

Закрыть
меню

Трускляйское сельское поселение